Пархаева Н.Г.
Сказка –
великая духовная культура народа,
которую
мы собираем по крохам,
и
через сказку раскрывается перед нами
тысячелетняя история народа.
(Алексей
Николаевич Толстой)
Именно
в дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному,
необычному, чудесному. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для
друга.
В сказке зафиксированы
неумирающие ценности человеческой жизни. Дети воспринимают сказки
буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они
напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы
между строк.
На Урале всегда
жили люди разных национальностей - они отличаются некоторыми внешними
особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У
каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки,
танцы.
Педагогическая
ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств,
которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный
материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое
воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов :
русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными
обычаями, природой края.
Как и в
фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые
или новеллистические, и волшебные.
Удмуртские
сказки о животных
Сказки
о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым
особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях
зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким
социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о
животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют
традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен
читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы
тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти
аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной
характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических
целях.
Почему же и теперь мы любим
сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать
наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без
юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей.
Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в
сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже
взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас
скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и
да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о
животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок
побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о
животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую
жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека
добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
Удмуртские
новеллистические сказки
Своеобразный
жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По
содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим
рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы,
попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с
чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие
удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие
пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская
новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от
условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и
представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает
глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости
существующих общественных норм.
Удмуртские
волшебные сказки
Среди
удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных
мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом
(коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе
(кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского
рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами
главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак,
пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в
других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований
народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по
видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью.
Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с
нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под
землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и
помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из
первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого
искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не
королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный
солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом
свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно:
обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе
и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой
противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только
противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр
инмар и Прок староста».
Самыми
молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на
все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди
них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в
большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди
удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно
бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо
Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным
героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как
пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа. Некоторые
сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить
приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не
обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой
сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее
создавший. Так же, как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей
любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом.
В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда
заложен урок, смысл, который они постепенно воспринимаю (типа «Слушайся родителей», «Уважай
старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда
заложен урок, который они постепенно воспринимают. Слушая сказки, дети
сочувствуют персонажам, переживают.
Знакомясь
с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими.
Сказки учат
дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных
общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.
Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.
Методические
рекомендации для родителей
«Как
познакомить детей со сказкой»
Сказки
— это хороший способ подготовиться ко сну, узнать о добре и зле, справедливости
и честности. Но как правильно выбирать книжку для ребенка по возрасту, стоит ли
придерживаться проверенной классики или лучше выбрать современные произведения,
а главное, как их читать? Разобрались, как рассказывать сказку, чтобы она
оказалась полезной и интересной, и узнали, как это делают родители.
1
Выбирайте сказку интересную и ребенку, и родителю
Сказка
не только учит различать добро и зло — она делает родителей и детей ближе. Даже
с очень маленьким ребенком можно и нужно обсуждать то, что он услышал.
Понравились ли ему герои? Как бы он поступил на их месте? Если родители
по-настоящему будут заинтересованы, им будет проще вести искренний диалог: дети
очень чутко относятся к таким вещам. Кстати, многие родители заново открывают
для себя любимые в детстве сказки: в них порой оказывается несколько слоев
смысла и даже иронии. Эта удивительная встреча со своим детством иногда творит
настоящие чудеса для родителей и обладает мощным терапевтическим эффектом.
2
Уделите время подготовке к чтению сказки
Современные
дети знать не знают, что такое печка и зачем нужно корыто — стоит быть очень
внимательными во время чтения сказок. Можно заранее выписать такие слова в
блокнот и объяснять все непонятное во время чтения, а еще лучше дополнить
пояснения красочными иллюстрациями. Например, если вы собираетесь читать сказку
о животных, можно заранее найти интересные факты о них и подготовить карточки с
их изображениями.
3
Выбирайте сказки с близкими вам моральными ценностями
Если
родители не согласны с позицией героев, то ребенок это почувствует. Поэтому
лучше выбирать те истории, которые близки вашим семейным ценностям. Если в
повседневной жизни родители говорят, что нужно помогать друзьям и быть честным,
а главный герой сказки ведет себя с точностью до наоборот, то объяснить это
ребенку после прочтения сказки будет не очень просто (да и нежелательно).
Некоторые родители отмечают, что сюжет сказок с традиционным гендерным
распределением ролей сегодня может показаться не совсем актуальным. А вот когда дошкольник подрастет, можно
вернуться к классическим сюжетам: социологи считают, что на таких примерах мы
можем объяснить детям, как и почему меняются нормы в обществе.
4
Создайте семейную традицию: читайте сказки постоянно
Совместное
чтение создаст положительный эмоциональный якорь и станет частью традиции,
например, перед отходом ко сну. По мере роста ребенка можно выбирать все более
сложные сказки, узнавать по ним о культуре, мифах и традициях разных стран
мира. Другой вариант, который подойдет для детей постарше: читать одну и ту же
сказку на разных языках (если, конечно, родители сами знают язык), в разных
изданиях и с разными иллюстрациями.
5
Изучите сюжет, прежде чем читать сказку с ребенком
Перед
покупкой книги просмотрите иллюстрации и ознакомьтесь с содержанием (хотя бы по
диагонали, не такие уж они и длинные). Ведь хочется, чтобы сказка и ее
оформление соответствовали возрасту ребенка и научили его правильным и добрым
поступкам. Если времени в книжном не так много, а глаза разбегаются — на помощь
приходят отзывы с фотографиями, рецензии и рекомендации (друзей, профильных
сайтов, пабликов и телеграм-каналов — например, «Что почитать с детьми»).
6
Читайте эмоционально, но без «театральности»
Дети
лучше вовлекаются в процесс чтения, когда речь выразительна — да и взрослым
интереснее слушать рабочие доклады и презентации, когда докладчик не просто
монотонно читает с листка. Но перегибать палку тоже не стоит, достаточно
правильной интонации и немного эмоций.
7
Смотрите или слушайте профессиональных чтецов хороших сказок
Если у
вас не хватает времени, чтобы читать книжку — можно найти хорошую подборку
сказок, которые читают профессионалы. Если отыскать необычные сказки, их будет
интересно послушать и родителям — согласитесь, что узнавать новые сюжеты и
новых героев тоже нужно.
8
Задавайте вопросы (и попросите ребенка делать то же самое)
Ребенок
может сидеть с совершенно счастливым видом, но при этом не понимать и трети
того, что ему читают. Время от времени нужно задавать вопросы, по которым будет
понятно, нравится ли ему сказка, как он относится к сюжету и поведению героев.
Когда ребенок анализирует услышанное, он также развивает эмоциональный
интеллект. А родители могут подметить, какие герои и сцены особенно интересны ребенку:
психологи считают, что эти предпочтения характеризуют личность ребенка,
помогают выявить его желания и страхи.
Конечно, читать сказки можно и по своим правилам и в удобном формате. Сегодня это может быть целый мини-спектакль от обоих родителей, а завтра — обычное пятнадцатиминутное чтение знакомой сказки перед сном. Главное — чтобы родители делали это с душой, и маленькая традиция приносила радость всем. Тогда ребенок будет расти с любовью к книге и чтению.
Рекомендации
для чтения с детьми удмуртские народные сказки на русском языке.
Красавица берёза
Мышь и воробей
Кокорикок
Охотник и Змея
Алчный купец
Батыры
Богатырь Кондрат
Ватка и Калмез
Вишур-Карйыл
Волк и козленок
Глупый котенок
Горы и долы
Два брата
Дондинские батыры
Донды
Заным-Койдым
Звезды
Идна Батыр
Кайван, Ондра батыр и Завьял
Кошка и белка
Ласточка и комар
Легенда о сотворении мира
Лентяйка
Лудзи батыр
Лопшо Педунь и его Тень
Мардан Атай и Тутой
Мышь и воробей
Небеса
Пазял и Жужгес
Предание о книге
Пятна на луне
Синица и ворона
Сын рыбака и вумурт
Ядыгар