воскресенье, 26 февраля 2023 г.

Консультация для родителей по теме: Сказки народов Урала

Подготовил педагог группы №5

Пархаева Н.Г.

 

 Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед нами

 тысячелетняя история народа.

(Алексей Николаевич Толстой)

 

Именно в дошкольном возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга.

В сказке зафиксированы неумирающие ценности человеческой жизни. Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк.

На Урале всегда жили люди разных национальностей - они отличаются некоторыми внешними особенностями, традиционными занятиями, культурными особенностями. У каждого народа свои народные промыслы, национальные праздники, игры, сказки, танцы.

Педагогическая ценность сказок народов Урала чрезвычайно велика. Помимо всех достоинств, которые вообще отличают сказку как образовательный и воспитательный материал, сказки народов Урала вносят большой вклад в патриотическое воспитание юных граждан. Сказки знакомят детей с жизнью разных народов : русских, башкир, удмуртов, татар, коми, манси, хантов с их национальными обычаями, природой края.

Как и в фольклоре других народов, у удмуртов есть сказки: о животных, социально-бытовые или новеллистические, и волшебные.
 

Удмуртские сказки о животных

Сказки о животных по содержанию, характеру вымысла, композиционно-стилевым особенностям представляют собой забавные истории о повадках и похождениях зверей и одновременно подчеркнуто аллегорические повествования с глубоким социальным смыслом. Наиболее часто встречающиеся персонажи удмуртских сказок о животных – лиса, волк, медведь, заяц, кот, петух, баран, собака – имеют традиционные устойчивые характеристики, аллегоризм их образов вполне понятен читателю. Забавные истории о повадках и похождениях зверей несут в себе следы тотемистических представлений, мифологических воззрений предков удмуртов. Эти аллегорические повествования, имеющие благодаря устойчивой традиционной характеристике образов глубокий социальный смысл, используются в назидательно-дидактических целях.
         Почему же и теперь мы любим сказки о животных? Не потому ли, что они, во-первых, помогают нам лучше узнать наших «младших братьев» — животных и, во-вторых, позволяют критически и не без юмора оценивать собственное поведение и поступки окружающих нас людей. Высокомерие, бахвальство, самонадеянность, трусость, коварство, приписываемые в сказках медведю, волку, лисе и другим зверям, не помогают ли нам по строже взглянуть на себя и круг своих знакомых? Не воспитывают ли они в нас скромность, благожелательность, принципиальность, самоотверженность? Да, да и да! Не случайно характерной особенностью современной удмуртской сказки о животных является победа слабого персонажа над сильным и жестоким: козленок побеждает волка, петух или голубь — лису, кот — медведя. Герои сказок о животных, сохранив традиционные повадки и характеры, в наши дни обрели новую жизнь и выполняют благородную задачу: помогают воспитывать нового человека добрым, сильным, великодушным, высмеивая все косное, чуждое, отсталое.
 

Удмуртские новеллистические сказки

Своеобразный жанр удмуртского сказочного репертуара составляют новеллистические сказки. По содержанию и форме они близки к бытовым юмористическим или сатирическим рассказам. Герои этих сказок: бедный и богатый братья, мужик и барин, купцы, попы, ловкие и хитрые люди, — не совершают невероятных поступков, не борются с чудовищами, они действуют в обычной бытовой обстановке. Главное оружие удмуртских социально-бытовых сказок – смех: в них высмеиваются человеческие пороки – жадность, зависть, упрямство, глупость, лень и т. д.. Удмуртская новеллистическая сказка освободилась от признаков волшебного вымысла, от условности сказки о животных, от старинных форм мифологических понятий и представлений. Она без аллегорий и каких-либо других форм иносказаний обнажает глубокие социальные противоречия, убеждает слушателей в несправедливости существующих общественных норм.
 

Удмуртские волшебные сказки

Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
 Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
 Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».

Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
     Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа. Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший. Так же, как и русские сказки, они проникнуты чувством горячей любви к Родине, ее народу, верой в торжество победы добра над злом. В сказке нет прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, смысл, который они постепенно воспринимаю (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Слушая сказки, дети сочувствуют персонажам, переживают.

Знакомясь с этими сказками, ребенок невольно начинает сравнивать их с русскими.

Сказки учат дошкольника оценивать дела и поступки людей в свете признанных общечеловеческих ценностей, свои собственные поступки с поступками героев.

Дети и сказка – неразделимы, и поэтому взрослые должны с раннего возраста знакомить своих детей с великой духовной культурой народа.

 

Методические рекомендации для родителей

«Как познакомить детей со сказкой»

 

Сказки — это хороший способ подготовиться ко сну, узнать о добре и зле, справедливости и честности. Но как правильно выбирать книжку для ребенка по возрасту, стоит ли придерживаться проверенной классики или лучше выбрать современные произведения, а главное, как их читать? Разобрались, как рассказывать сказку, чтобы она оказалась полезной и интересной, и узнали, как это делают родители.

1 Выбирайте сказку интересную и ребенку, и родителю

Сказка не только учит различать добро и зло — она делает родителей и детей ближе. Даже с очень маленьким ребенком можно и нужно обсуждать то, что он услышал. Понравились ли ему герои? Как бы он поступил на их месте? Если родители по-настоящему будут заинтересованы, им будет проще вести искренний диалог: дети очень чутко относятся к таким вещам. Кстати, многие родители заново открывают для себя любимые в детстве сказки: в них порой оказывается несколько слоев смысла и даже иронии. Эта удивительная встреча со своим детством иногда творит настоящие чудеса для родителей и обладает мощным терапевтическим эффектом.

2 Уделите время подготовке к чтению сказки

Современные дети знать не знают, что такое печка и зачем нужно корыто — стоит быть очень внимательными во время чтения сказок. Можно заранее выписать такие слова в блокнот и объяснять все непонятное во время чтения, а еще лучше дополнить пояснения красочными иллюстрациями. Например, если вы собираетесь читать сказку о животных, можно заранее найти интересные факты о них и подготовить карточки с их изображениями.

3 Выбирайте сказки с близкими вам моральными ценностями

Если родители не согласны с позицией героев, то ребенок это почувствует. Поэтому лучше выбирать те истории, которые близки вашим семейным ценностям. Если в повседневной жизни родители говорят, что нужно помогать друзьям и быть честным, а главный герой сказки ведет себя с точностью до наоборот, то объяснить это ребенку после прочтения сказки будет не очень просто (да и нежелательно). Некоторые родители отмечают, что сюжет сказок с традиционным гендерным распределением ролей сегодня может показаться не совсем актуальным.  А вот когда дошкольник подрастет, можно вернуться к классическим сюжетам: социологи считают, что на таких примерах мы можем объяснить детям, как и почему меняются нормы в обществе.

4 Создайте семейную традицию: читайте сказки постоянно

Совместное чтение создаст положительный эмоциональный якорь и станет частью традиции, например, перед отходом ко сну. По мере роста ребенка можно выбирать все более сложные сказки, узнавать по ним о культуре, мифах и традициях разных стран мира. Другой вариант, который подойдет для детей постарше: читать одну и ту же сказку на разных языках (если, конечно, родители сами знают язык), в разных изданиях и с разными иллюстрациями.

5 Изучите сюжет, прежде чем читать сказку с ребенком

Перед покупкой книги просмотрите иллюстрации и ознакомьтесь с содержанием (хотя бы по диагонали, не такие уж они и длинные). Ведь хочется, чтобы сказка и ее оформление соответствовали возрасту ребенка и научили его правильным и добрым поступкам. Если времени в книжном не так много, а глаза разбегаются — на помощь приходят отзывы с фотографиями, рецензии и рекомендации (друзей, профильных сайтов, пабликов и телеграм-каналов — например, «Что почитать с детьми»).

6 Читайте эмоционально, но без «театральности»

Дети лучше вовлекаются в процесс чтения, когда речь выразительна — да и взрослым интереснее слушать рабочие доклады и презентации, когда докладчик не просто монотонно читает с листка. Но перегибать палку тоже не стоит, достаточно правильной интонации и немного эмоций.

7 Смотрите или слушайте профессиональных чтецов хороших сказок

Если у вас не хватает времени, чтобы читать книжку — можно найти хорошую подборку сказок, которые читают профессионалы. Если отыскать необычные сказки, их будет интересно послушать и родителям — согласитесь, что узнавать новые сюжеты и новых героев тоже нужно.

8 Задавайте вопросы (и попросите ребенка делать то же самое)

Ребенок может сидеть с совершенно счастливым видом, но при этом не понимать и трети того, что ему читают. Время от времени нужно задавать вопросы, по которым будет понятно, нравится ли ему сказка, как он относится к сюжету и поведению героев. Когда ребенок анализирует услышанное, он также развивает эмоциональный интеллект. А родители могут подметить, какие герои и сцены особенно интересны ребенку: психологи считают, что эти предпочтения характеризуют личность ребенка, помогают выявить его желания и страхи.

Конечно, читать сказки можно и по своим правилам и в удобном формате. Сегодня это может быть целый мини-спектакль от обоих родителей, а завтра — обычное пятнадцатиминутное чтение знакомой сказки перед сном. Главное — чтобы родители делали это с душой, и маленькая традиция приносила радость всем. Тогда ребенок будет расти с любовью к книге и чтению.

 

Рекомендации для чтения с детьми удмуртские народные сказки на русском языке.

 

Красавица берёза
Мышь и воробей
Кокорикок
Охотник и Змея
Алчный купец
Батыры
Богатырь Кондрат
Ватка и Калмез
Вишур-Карйыл
Волк и козленок
Глупый котенок
Горы и долы
Два брата
Дондинские батыры
Донды
Заным-Койдым
Звезды
Идна Батыр
Кайван, Ондра батыр и Завьял
Кошка и белка
Ласточка и комар
Легенда о сотворении мира
Лентяйка
Лудзи батыр
Лопшо Педунь и его Тень
Мардан Атай и Тутой
Мышь и воробей
Небеса
Пазял и Жужгес
Предание о книге
Пятна на луне
Синица и ворона
Сын рыбака и вумурт
Ядыгар